Достопримечательности Москвы
Версия для печати

Мемориал Победы на Поклонной горе


  29.04.2012  

История создания мемориала победы

Главное сооружение Мемориала — Пантеон, “храм всех Богов”, если перевести это слово с греческого. Пантеоны создавали не только богам, но и своим героям многие народы. Этой традиции более двух тысяч лет. Самый знаменитый из сохранившихся римский Пантеон, по­строенный в 128 году. Символический смысл архитектуры Пантеона с тех пор не изменился. Для Пантеона обязательны обширный купол и колоннада. Форму купола имели погребальные сооружения античных греков — толосы. Купол символизировал небо. Надо сказать, древние люди не мыслили себе смерть в нашем понимании. Она была для них началом новой жизни, переходом в вечность. Вот почему над погребальным сооружением — небо с его негасимыми, живыми звездами; в древних Пантеонах они даже были видны — верх купола делали открытым. Таким образом, купол — это бессмертие.

Мемориал Победы на Поклонной горе

Теперь нужно соединить героев со всеми остальными людьми, ведь только тогда подвиги обретают смысл. Единению людей и героев служит колоннада. Нужно ввести человека во врата храма. Но если на поклонение идет весь народ, тогда вместо единственного входа является ряд колонн, причем бывает, что он выходит за пределы стен, поддерживающих купол, образуя полукольцо, как у Казанского собора в Петербурге или на Поклонной горе. Колоннада может даже почти замкнуться, как на площади перед собором святого Петра в Риме. Это означает приобщение к вере и единение в ней. Охватывающий слева и справа ряд колонн как бы призывает войти в здание, слиться с архитектурой, стать частицей общности, воздать честь героям. “От всех — всем” — такова смысловая формула Пантеона как целого.

Пантеон на Поклонной горе стоит на семи гранитных основаниях, которые находятся ниже уровня колоннады и стен, несущих купол. Быть может, это сделано в знак того, что Москва, по преданию, покоится на семи холмах. В шести гранитных основаниях — диорамы главных битв войны. По краям колоннады — две конные статуи. Это — “Вестницы Победы”, трубящие радостную весть в золотые трубы. В залах над колоннадой — картинная галерея, в других - экспозиция Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

В 1958 году на Поклонной горе был установлен закладной камень с надписью о создании Мемориала, в который вошли главный монумент Победы, музей-Пантеон и парк. Характерно, что создание Мемориала не было рядовым выполнением верховной директивы — народ хотел иметь в Москве памятное место о войне. В 50-е годы возникло движение ветеранов, его поддержала молодежь, на строительство Памятника Победы люди собрали почти 200 миллионов рублей — в старых ценах.

Не раз, начиная с 1943 года, проводили конкурсы на лучший проект Мемориала. Рассматривались сотни рисунков, макетов, чертежей. Далеко не сразу художники определили его архитектурно-монументальный об­раз. В марте 1986 года был утвержден основной проект.

Мемориал проектировали творческие мастерские архитекторов Посохина, Полянского, Будаева, скульптора Томского. Главный монумент Победы, скульптуры “Вестниц” работы Церетели. Строили Мемориал рабочие, инженеры Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, других городов, сел страны. В 1994 году народный памятник Победы на Поклонной горе освящен православной церковью.

Главный в Пантеоне — Зал Славы. Он посвящен героям. Все они навсегда живы для нас, ибо они — весь народ, его подвиг в войне. Есть тысячи и тысячи неизвестных героев, награжденных только орденом или скромной солдатской медалью, а то и просто крепким рукопожатием командира. Бывало, и ничем. В Зале Славы 11 717 имен героев, удостоенных самой высокой награды. Самые отважные из миллионов, явивших несломленный дух народа, силу жизни, высоту самопожертвования. За подвиги народного ополчения, за беспримерную оборону двенадцать городов страны стали городами-героями: Ленинград, Севастополь, Волгоград, Одесса, Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск. Стойкостью своих защитников прославилась Брестская крепость.

На вершине купола Зала Славы — орден Победы. На стенах — сверкающие золотом имена героев, выше — лепные барельефы городов-героев. Лавровый венок по окружности купола — символ не только победы и доблести, но и добродетели, то есть победы за справедливое дело. В годы войны стали Героями Отчизны люди 62 наций и народностей. Более восьми тысяч русских, более двух тысяч украинцев, более трех­сот белорусов, более тысячи — других национальностей. Для всех народов нашего государства Победа была единой целью. На постаменте в Зале Славы стоит рядовой солдат, бронзовый воин-герой работы скульптора Знобы. Один — он говорит от лица всех. Поднятой рукой провозглашает Победу и Мир, одно­временно предупреждая о неминуемой каре всякого врага, осмелившегося посягнуть на его Родину.

Зал Памяти — траурный зал. Он посвящен погибшим. До недавнего времени говорили о 20 миллионах, сейчас — о 27. Истинное число жертв войны, наших соотечественников, определить непросто. При Зале Памяти есть компьютер. В его память заносятся все достоверно известные имена погибших, дата, место гибели. На сегодняшний день зафиксировано 19,5 миллиона таких имен. В дальнейшем каждый посетитель музея получит возможность узнать о судьбе пропавшего без вести родственника, близкого человека — нет ли его в числе погибших, если есть, то где и когда погиб.

Памятник жертвам Великой Отечественной войны в Зале Памяти — скульптура работы Кербеля. Женщина, в скорби склонившаяся над поверженным воином,— это и мать, оплакивающая сына, и сестра брата, и жена мужа. Это лик печали, утра­ты, горя, всегда переживаемого по-своему. Но есть у скульптуры и общий для всех смысл. Пятьсот лет назад Микеланджело изваял из мрамора пьету “Христос, снятый с распятья, распростерт на коленях оплакивающей его Богоматери”. Сюжет этот давний, христианский, поэтому наша скульптура обретает новый смысл. Павшего воина оплакивает Богоматерь, а он подобен Христу, принесшему себя в жертву, чтобы спасти людей. Но это не все. В учении Православия Русь, Рос­сия — дом Богородицы. Отсюда известное понятие — Родина-мать. Она скорбит о своем Спасителе. В русской иконописи есть сюжет, подобный пьете,— Успение. Апостолы и святители на земле оплакивают Богородицу; явившийся в сиянии Славы, Христос уносит ее душу, в виде спеленатого младенца, на небо.

В пьете, как и в иконе “Успение”, побеждает не смерть, а вечная жизнь, грядущая через духовное возрождение.

Великая Отечественная война длилась 1418 суток. Ее пространство — тысячи сел и городов. Ее события — судьбы миллионов людей. Ее движение — воля народа победить, которая собрала народы в узловые точки истории. Отступление. Битва за Москву. Контрнаступление. Ленинградская блокада. Двести дней несдавшегося Сталинграда. Осажденный Севастополь. Сражение за Кавказ. Курская дуга. Новороссийск. Битва на Днепре. Киев. Минск. Прибалтика. Освобождение Европы. Взятие Берлина.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Москва | Городской портал (сайт) Москвы»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: gorodskoy-portal.ru

Все новости раздела


  Обсуждаем новость
Carly  |  22.03.2017 9:52:08
I just hope whoeevr writes these keeps writing more!


  Добавить комментарий
Подпись
Текст
 



Разделы

Другие новости раздела:
Московский зоопарк
04.08.2012 Московский зоопарк был организован Русским Императорским Обществом акклиматизации животных и растений в 1864 году. Одним из главных инициаторов его создания стал профессор Московского Университета Анатолий Петрович Богданов. Он называл зоосад ...
Алмазный фонд Московского Кремля
29.04.2012Современный Алмазный Фонд Алмазный фонд СССР - это государственное собрание уникальных драгоценных камней и произведений ювелирного искусства, имеющих выдающуюся историческую, художественную и материальную ценность. Выставка Алмазного фонда в ...
Арбат
29.04.2012Старый Арбат - старинная улица в одном из исторических районов Москвы. Расположена между Арбатской и Смоленской площадями в Центральном административном округе города Москвы на территории района «Арбат». На Арбате находится ряд ...
Ботанический сад (Москва)
29.04.2012Ботанический сад РАН в Москве расположен в том месте, где когда-то были уникальные лесные массивы. Часть этого лесного массива сохранилась благодаря научной и природоохранной деятельности ботанического сада. Например, Евгеньевская роща, которая ...


ПОПУЛЯРНОЕ